ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тел. +7 905 708-32-67
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
ФГБУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГБУ «ВНИИЗЖ»)
г.Москва

на сайт ВНИИЗЖ

Органолептический анализ пищевых продуктов

В отделе пищевой микробиологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБУ «ВНИИЗЖ» Новосибирской испытательной лаборатории в период с 1 января  2022 года по 31 июня 2022 года было проведено 354 органолептических исследования пищевой продукции.

Органолептический анализ представляет собой исследование качества продукции с помощью органов чувств – зрения, обоняния, вкуса, осязания.

При соблюдении научно-обоснованных правил результаты органолептической оценки качества продукции по точности и воспроизводимости равноценны результатам, полученным при использовании инструментальных методов контроля.

Благодаря данному методу анализа можно быстро и просто оценить качество сырья, полуфабрикатов и кулинарной продукции, обнаружить нарушения рецептуры, технологии приготовления.

Точность, воспроизводимость и возможность сравнения результатов органолептического анализа зависит от выполнения определенных требований, а именно:

  • Порядок и условия проведения анализа;
  • Квалификация и навыка специалистов;
  • Системы оценки результатов анализа.

Как упоминалось ранее у продуктов существуют показатели качества, выбор этих показателей при органолептическом анализе зависит от вида продукции и ее особенностей. Основными показателями данного анализа являются: внешний вид, цвет, запах, консистенция, вкус.

Внешний вид  - комплексный показатель, который характеризует общее зрительное впечатление от изделия, и включает в себя ряд единичных показателей, как форма, состояние поверхности, однородность по размеру, и т.д.

Цвет (окраска) – показатель внешнего вида, характеризующий впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого цвета.

Запах – показатель качества, определяемый с помощью органов обоняния. Интенсивность запаха зависит от количества летучих веществ, выделяемых из продуктов и их химической природы.

Консистенция – показатель качества продуктов питания, который характеризует сумму свойств продукта, воспроизводимых зрительно и осязательно. При оценке консистенции определяют:

  • Агрегатное состояние (жидкое, твердое и т.д.);
  • Степень его однородности (однородная, хлопьевидная, творожистая и т.д.);
  • Механические свойства (хрупкость, вязкость, упругость, пластичность).

Вкус - важнейший показатель качества продукции, оказывающий решающее влияние на оценку ее качества. Вкус вызывают вещества, растворимые в воде или слюне. На вкусовые ощущения оказывают влияние консистенция и запах блюд и изделий. При оценке вкуса характеризуют его качественные признаки (горький, кислый, сладкий, соленый вкус) и интенсивность.

Таким образом, проведение органолептических исследований является одним из главных требований к качеству и безопасности пищевых продуктов.

Читать также:
В слабосолёной форели обнаружено повышенное содержание мышьяка 19.12.2018

подробнее
О прохождении обучения 10.04.2018

подробнее
О проведении курса повышения квалификации на базе ФГБУ ЦНМВЛ по теме: ФГИС «ВЕСТА» 10.03.2017

подробнее
обратный звонок
Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время.