Русский English Chinese
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральная
научно-методическая ветеринарная лаборатория"
Заказать исследование
+7 (495) 700-51-32
+7 (905) 708-77-47


Вконтакте Instagram
Заключить договор на исследование +7 (905) 708-32-67 +7 (910) 156-45-46
заказать обратный звонок
5 причин провести специальную оценку условий труда в 2018 году

     1 января 2014 года привычную аттестацию рабочих мест (АРМ) заменила новая и незнакомая специальная оценка условий труда (СОУТ). Хотя глобальный смысл процедуры остался тем же – выявить вредные и опасные факторы на рабочих местах и, по возможности, минимизировать влияние на работника – порядок мероприятий существенно изменился.

     Если Вы за эти 4 года по каким-то причинам не провели СОУТ, предупреждаем — в 2018 году придётся это сделать, оттягивать больше нельзя. На это есть как минимум 5 причин.

Причина 1. Выполнить требования законодательства.

     В 2018 году в России завершится плановый переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Этот год будет последним, когда действуют переходные положения, закрепленные в статье 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

     Что это означает? Ровно то, что к концу года должны быть оценены все рабочие места страны.

     Во-первых, в 2018-м завершается действие последних отчетов по аттестации рабочих мест (АРМ) – мероприятия, предшествующего спецоценке. Разработчики закона учли преемственность и легализовали результаты АРМ, проведенные до вступления в силу 426-ФЗ, но только до окончания их срока действия (который составляет 5 лет). К настоящему времени результаты аттестации рабочих мест либо закончились, либо заканчивают свое действие (при условии, что АРМ проведена в 2013 году).

     Во-вторых, отменяется «поэтапность проведения СОУТ» – льготы, которой могли воспользоваться крупные предприятия. Закон предоставлял право растянуть спецоценку на несколько лет – безотлагательно разобраться с рабочими местами, где присутствуют вредные и опасные условия труда, а офисных работников отложить на будущее. В идеальной ситуации предприятия должны перейти к последнему этапу спецоценки. 31 декабря обе преференции прекращают действие – в них просто нет смысла. Таким образом, в 2019 году СОУТ будет проводиться без всяких скидок.

Причина 2. Избежать штрафов.

      Переходные положения не отменяют главного требования Федерального закона №426: каждый работодатель должен обеспечить проведение СОУТ. За соблюдением этой обязанности проследит Федеральная служба по труду и занятости (Росструд) и региональные инспекции труда. 

      В 2018 году ежегодные плановые проверки Роструда коснутся 10 тысяч предприятий. Таким образом, инспекторы посетят 117 организаций в каждом регионе. Чтобы подготовиться к гостям, советуем заглянуть на сайт региональной инспекции труда — именно там вывешиваются планы проверок на текущий год. Если вы обнаружили в этих списках свою компанию, значит медлить нельзя, срочно проверьте документы по охране труда, включая отчеты по СОУТ. Обратите внимание, соответствует ли перечень рабочих мест штатному расписанию, не введены ли новые должности, не изменились ли оборудование и средства индивидуальной защиты – каждый пункт является основанием для проведения СОУТ.

      Если Вас в списках нет, не торопитесь радоваться. Никто не застрахован от несчастного случая на производстве или жалобы недовольного работника. Независимо от причин вызова, инспектор вправе проверить всю документацию по охране труда, в том числе наличие действующей спецоценки.

      Непроведение СОУТ – провинность, предусматривающая административную ответственность. В соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ за однократное нарушение юридическое лицо заплатит штраф в 60-80 тысяч рублей, за повторное - 100-200 тысяч рублей. Во втором случае инспектор также может принять решение о приостановке деятельности компании сроком на 90 суток.

Причина 3. Разобраться с льготами и компенсациями.

      Окончание срока действия аттестации рабочих мест – повод наконец-то разобраться с наболевшим вопросом льгот за вредные условия труда. Несоблюдение требований законодательства в части компенсационных выплат чревато штрафами и недовольством коллектива. Даже если претензии работников окажутся напрасны – это не должно успокаивать. В условиях, когда каждый сотрудник предприятия волен пожаловаться на реальные или мнимые нарушения прав в инспекцию труда, важно строго следовать требованиям закона. Согласно им, льготы и компенсации работодатель устанавливает по результатам проведенной специальной оценки условий труда.

       Введение СОУТ положило конец спорным трактовкам в вопрос начисления льгот – теперь условия и размер компенсаций четко прописаны в Трудовом кодексе РФ. В 2013 году результаты АРМ могли бы несколько неожиданными. Так, бухгалтер мог получать сразу три льготы: доплаты к окладу, сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск — по причине неудовлетворительного освещения. Такие же компенсации получает горновой металлургического завода. И все в рамках действующего на тот момент законодательства.

       Сейчас благодаря СОУТ процедура начисления льгот проста и прозрачна: компенсации зависят только от установленного класса условий труда. Так, класс вредности 3.1 подразумевает только доплаты, класс 3.2 – доплаты и дополнительный отпуск, а работник с классом условий труда 3.3 имеет право на доплаты, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Причина 4. Успеть до изменений в законодательстве.

      С момента выхода Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ведутся разговоры об изменениях — слишком сырым и неоднозначным получился нормативный акт. В течение этого времени случилось несколько важных дополнений, устраняющих спорные моменты и шероховатости. Последние поправки в ФЗ-426 приняты в 2016 году, с тех пор правила СОУТ не менялись. За 2 года эксперты собрали достаточное количество информации, чтобы проанализировать ситуацию и подготовить новые изменения. Практически наверняка они будут приняты в текущем, 2018 году.

      На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов находится новый законопроект о внесении изменений в ФЗ-426, который инициирован Минтруда РФ. О нововведениях пока известно немного. Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерий Корж объявил, что ведомство точно установит запрет на работы в опасных условиях труда (класс 4 по результатам СОУТ). По информации экспертов, также планируется вернуть в перечень измерений коэффициент пульсации освещённости – показатель, которые неожиданно «потеряли» в законе о СОУТ.

      Однако опасения вызывают не ожидаемые перемены, а неизвестность. Сложно предположить, что еще интересного окажется в тексте законопроекта. Поправки 2016 года (Федеральный Закон от 01.05.2016 N 136-ФЗ) касались декларирования соответствия условий труда. С мая 2016 года работодатели были вынуждены подавать декларации по новым правилам: отражать в документах рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда. Это привело к неразберихе. Мы лично столкнулись с тем, что часть трудовых инспекций отказывались принимать декларации, потому что оказались не готовы к большому бумажному потоку. Пока государственная машина перестроилась, работодатели и испытательные лаборатории не понимали, как выполнить требования правовых норм и не попасть под штрафы.

       Защититься от возможных перемен 2018 года только одним – провести СОУТ до принятия нового Федерального закона, то есть в ближайшие несколько месяцев. Велика вероятность, что в 2019 год мы встретим с совершенно другой системой спецоценки.

Причина 5. Эффект последнего года.

       В 2010 году Минтруда РФ ужесточило требования к организациям, проводящим аттестацию рабочих мест. Отныне все они должны были зарегистрироваться в свежесозданном Реестре организаций, оказывающих в области охрана труда. Для включения в заветный список не требовалось сверхъестественных усилий, испытательной лаборатории достаточно было получить аттестат аккредитации в одной из добровольных систем сертификации и заполнить заявление без ошибок. Благодаря этому к концу 2014 года в Реестре числилось 950 компаний.

       После принятия закона «О специальной оценке условий труда» был сформирован другой, более строгий Реестр. Чтобы попасть в него, испытательная лаборатория должна была подтвердить наличие аттестата в Национальной системе аккредитации и самостоятельно проводить почти все исследования и измерения. Изменения сразу же сказались на количестве организаций в новом Реестре — пока их в два раза меньше, чем в было в 2013 году. К февралю 2018 года на сайте Реестра числится 460 организаций – самые опытные и многократно проверенные всеми инстанциями, настоящий спецназ от спецоценки. Но, исходя их простой арифметики, уменьшение количества лабораторий неизбежно привело к повышению нагрузки на каждую. Для бизнеса, это безусловно, плюс, но клиентам обещает дополнительные сложности.

       Согласно данным Минтруда РФ к 2018 году специальная оценка условий труда охватила 22% рабочих мест в России. 37 миллионов рабочих мест по-прежнему не оценены и ждут своего часа. Взрывной спрос на СОУТ в 2018 году чреват «перегибами на местах» – спешному и некачественному выполнению работ. И пока Правительство предлагает бороться с эффектом последнего года увеличением количества проверок, работодателю необходимо сохранять бдительность. То есть тщательно подойти к выбору испытательной лаборатории и не откладывать проведение СОУТ до конца года. Если финансы не позволяют вызвать испытательную лабораторию прямо сейчас, хорошим выходом станет заключение долгосрочного договора. Некоторые учреждения (в частности, подведомственное Россельхознадзору ФГБУ ЦНМВЛ) практикуют индивидуальный подход к СОУТ – в договор можно включить поэтапный график проведения спецоценки. Это гарантирует, что работы будут выполнены точно и в срок.

      Таким образом, в 2018 году мы советуем не затягивать с проведением спецоценки. Возможные последствия не стоят задержек, рано или поздно провести СОУТ придётся всем.  Но в силах работодателя, чтобы это произошло быстро и качественно — для этого необходимо выбрать надежного партнера.

      ФГБУ ЦНМВЛ внесено в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда под номером 392 от 18.10.2016. Мы проводим оценку условий труда и производственный контроль с 2010 года и ни разу не подвели клиентов.

      Задать вопрос или заказать проведение исследований вы можете по телефону 8(4872)75-35-80 или электронной почте okbt-mvl@mail.ru

Читать также:
О результатах работы отдела качества зерна, продуктов его переработки и семян Липецкой испытательной лаборатории за 1 полугодие 2018 года 13.07.2018

подробнее
Видео. Специалисты ФГБУ ЦНМВЛ обнаружили условно-патогенные микроорганизмы в пробах мяса 11.04.2019

подробнее
Сотрудники Липецкой испытательной лаборатории обнаружили условно-патогенные микроорганизмы в мясе 17.06.2019

подробнее
обратный звонок
Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время.